Так называется научно-практическая конференция, которая была проведена в Вологодском областном театре кукол в рамках программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации.
На конференции обсуждались вопросы грамотной организации работы педагогической части, являющейся одним из необходимых условий развития театра, как важнейшего инструмента духовно-нравственного воспитания детей и полноценного развития здоровой и психологически устойчивой личности; существующие в разных театрах кукол образовательные проекты; а также, актуальные направления расширения деятельности театра в новых социальных и экономических условиях.
Бэби-театр. Трудности перевода;
Снижение возрастной планки для первого посещения театра до 1-2 лет, ставит вопрос о создании отдельного театрального пространства для самых маленьких зрителей. Появление «Бэби-театра» в России вызывает массу вопросов и полемик как со стороны театральной общественности, так и со стороны критиков и педагогов. Может ли спектакль для младенцев быть отнесен к театральному искусству, или это больше педагогическая практика? Существующий на сегодняшний день опыт реализации проектов, направленных на развитие бэби-театра проанализировал Алексей Николаевич Гончаренко - театральный критик, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ.
О социальном театре и социальных проектах в театре;
Еще одно важное направление, продиктованное социальными процессами в современном российском обществе. Сегодня, когда понятия интеграция, безбарьерная среда становятся необходимым условием дальнейшего развития общества, встает вопрос и о включении театра в эти процессы.
Об «Особом театре», о принципах инклюзивной деятельности в учреждении культуры, о социокультурной реабилитации, о развивающем потенциале и социализирующем аспекте театральной деятельности рассказал Андрей Борисович Афонин - председатель Регионального отделения Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" (г. Москва), художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии "Круг II". К дискуссии присоединились специалисты из детского медико-педагогического центра «Стокли», занимающегося реабилитацией детей особенностями развития. Вывод, сформулированный в результате разговора, очевиден: совмещение медицинских, психолого-педагогических и социокультурных методик в одну программу помощи, позволяет достигнуть лучших результатов в развитии ребенка в комфортных для него условиях.
В свете того, что Вологодский театр кукол только что получил финансовую поддержку от Правительства Вологодской области на реализацию проекта: «Создание в здании театра безбарьерной среды», у театра появляется больше возможностей развивать существующие и внедрять новые социальные проекты по социокультурной интеграции.
Своим многолетним опытом поделились педагоги двух театров:
проекты Архангельского театра кукол представила Марина Владимировна Мельницкая, педагог, заслуженный работник культуры РФ, о клубных программах РАМТа рассказала Алла Евгеньевна Лисицина – педагог-режиссер, руководитель клубных программ РАМТа.
На протяжение многих лет, Архангельский театр кукол является центром развития театральной педагогической деятельности, сохраняя традиции и находя новые формы взаимодействия со зрительской аудиторией разного возраста. М.В. Мельницкая своим примером демонстрирует, что возрождение педагогической части в театре кукол является неотъемлемой частью развития театра, как важнейшего инструмента духовно-нравственного воспитания детей и полноценного развития здоровой и психологически устойчивой личности, поскольку именно с театра кукол начинается знакомство маленького человека с театральной культурой в целом.
А.Е. Лисицина поделилась удачной практикой реализации клубных программ по работе со зрительской аудиторией с целью популяризации деятельности театра и формирования новых экономических механизмов, направленных на улучшение функционирования отрасли в условиях рыночных отношений, Разработки педагога рассчитаты на возраст детей от 6 лет, но некоторые из них могут быть применимы и в театре кукол для детей более раннего возраста. Был приведен пример успешной реализации этой программы в Ульяновском театре кукол, где уже несколько лет существует “Семейный клуб”.
На конференции присутствовали руководители 14 российских театров (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Екатеринбург, Киров, Кострома, Мурманск, Рыбинск, Рязань, Ярославль, Республика Карелия и другие). Участники обменялись методическими рекомендациями и разработками в рамках реализации образовательных проектов в театрах.